суббота, 1 февраля 2014 г.

Памяти Анатолия Дудкина

Воспоминания о друге

















2 февраля 1935 родился Анатолий Дудкин. Легенда белорусского фотоискусства.
Вот уже двадцать с лишним лет его нет с нами. Но лично для меня, пока я живу, Анатолий Леонидович – живой!
Дудкин вошел в мою жизнь сразу и… навсегда. Нас с ним разделяли одиннадцать лет по возрасту. Его детство пришлось на военное лихолетье, а я – дитя послевоенного поколения – переживал лишь последствия тех ужасов. Но трудностей в жизни хватило и ему, и мне, с избытком.
Мы познакомились на фотовыставке. В октябре 1974 г. в Пуховичском РДК была открыта фотовыставка «Минщина трудовая», где по просьбе районного отдела культуры организаторами-фотолюбителями предстали художники-оформители районной художественной мастерской Владимир Ишутинов и я, Владимир Ковальчук. На открытие выставки приехали методист Минского областного Дома народного творчества Анатолий Дудкин, режиссер БТ Вячеслав Киселев и фотокорреспондент БЕЛТА Виктор Жук.


У костра. Фото В. Ковальчука

С этого момента Анатолий буквально взял нас под свое крыло. По его инициативе при Пуховичском РДК был создан фотоклуб «Раница», который возглавил Владимир Ишутинов. Это было хорошее время! Весной 1975 г. в зале РДК прошла уже вторая районная фотовыставка, посвященная 30-летию Великой Победы, а летом того же года – уникальная по своему характеру фотовыставка «Минифото-75», созданная Анатолием Дудкиным с подачи идеи Александром Сергеевичем Дитловым, тогда корреспондентом БЕЛТА.
В июле 1975 г. Дудкин пригласил меня и Ишутинова провести с ним отпуск на Богинском озере (остров Городище) в Витебской области. Мы жили в палатках, пищу готовили на костре, рыбачили, купались, загорали… а главное – снимали!

Рыбалка. Фото В. Ковальчука


С нами отдыхал и режиссер БТ Вячеслав Киселев. Днем, оставив лагерь на попечении е семьи Киселева, мы бродили по окрестностям, таская на себе громоздкую аппаратуру, а вечером у костра слушали Вячеслава Сергеевича, читавшего нам вслух Булгакова «Мастер и Маргарита», обсуждали, спорили, размышляли, строили планы…

Анатолий Дудкин и Владимир Ковальчук. Богино, 1976 г. 

Фото Светланы Балашовой



На Браславщине было создано много фоторабот в жанре пейзажа, портрета, постановочные композиции.
Вернувшись в Минск, Анатолий приступил к созданию любительского объединения, которое впоследствии и стало именоваться Минским областным фотоклубом «Крыница», сплотившим в себе лучших фотолюбителей Минской области.
Июль 1976 г. мы с Дудкиным провели опять в Богино. В этот раз к нам присоединилась молодой фотограф Светлана Балашова из Борисова. Фотоэкспедиция не ограничилась лишь Богинским озером, а захватила озера Долгое, Оболе, Друкшай, Ричи, Струсто, Береже, Дривяты. Побывали мы в Виздах, Опсе и Слободке. Ныне это Национальный парк Браславские озера.
Такие туристско-фотографические вылазки в будущем послужили основой ежегодных семинаров-пленэров на природе областного фотоклуба «Крыница», возглавляемого А. Дудкиным.

Дудкин бреется

Утро

За работой


Очень интересной в творческом плане была в октябре 1976 г двухдневная выездная фотосессия в Вильнюс и Тракай на автомобиле художника из Оздятич Жана Бородея. С нами была и Светлана Балашова, которая возглавила созданный в декабре этого же года фотоклуб «Вернисаж» в Борисове.
Началась кипучая фотолюбительская жизнь.
К сожаленью, Пуховичский районный фотоклуб «Раница» продержался недолго: хорошей материальной базы не было, а домашние «кухонные» лаборатории не позволяли печатать работы должного уровня. Более стойкие «аматары», как любил говорить Анатолий, перешли под его крыло, став членами областного объединения. Дудкин организовывал фотовыставки, семинары, учебу, но к началу 80-х произошел некоторый спад в творчестве. Это закон творческого развития: завязка, подъем, плато и спад, а далее – если силы не иссякли, новая спираль успехов.

Юные болельщики. Фото В. Ковальчука

В 1982 г. я получил Большую серебряную медаль FIAP на XVI международном салоне художественной фотографии в Реймсе (Франция) за фотоработу «Юные болельщики», а в 1983 г. – бронзовую медаль в Испании на «Европа-83». Стали получать награды Дудкин, Балашова и другие члены областного фотоклуба. Это дало мощный толчок к творчеству.
В сентябре 1983 г. по напутствию Анатолия я создал при Руденском городском Доме культуры фотоклуб «Пралеска», ставший творческой единицей областного фотоклуба. Тогда же осенью мы с Дудкиным побывали на Мядельском озере, где он снимал свой цикл «Нарочанские вдовы». Мы жили на хуторе у его старинного друга Харитона.

Работа над циклом "Нарочанские вдовы". Фото В. Ковальчука

Нарочанские вдовы. 1.

Нарочанские вдовы. 2.

Нарочанские вдовы. 3.

В 1984 г. областной фотоклуб «Крыница» организовал фотовыставку в колхозе «Новая жизнь» Борисовского района. По инициативе Анатолия все 120 работ были подарены колхозу. Летом того же года в Ивенце был проведен семинар-пленер, где помимо прекрасных пейзажей фотолюбители могли отснять народного умельца резчика по дереву Апполинария Пупко, гончаров местного гончарного предприятия и их работы. В этом семинаре принимали участие и члены фотоклуба «Минск» - Юрий Васильев, Михаил Жилинский с супругой и фотохудожник из Литвы Виталий Бутырин.

Апполинарий Пупко. Фото В. Ковальчука

1 апреля 1985 г. в Жодино по инициативе Дудкина и члена областного фотоклуба «Крыница» Анатолия Данилова была открыта фотовыставка «Земля и люди». Экспозиция размещалась в НИИ земледелия, члены фотоклуба работали над ней более года. Все работы также были подарены научно-исследовательскому институту. А в начале июня был проведен выездной семинар-пленер на реке Березине «Притерпа-85». Четыре дня были наполнены съемками, беседами, обменом мнениями, творческим сближением.

Открытие персональной выставки В. Ковальчука

Открытие персональной выставки В. Волкова






1986 г. всем запомнился Чернобылем. Но для нас это был очень насыщенный год в творческом плане. Накануне я готовился к своему творческому отчету в фотоклубе, была подготовлена экспозиция из 20 работ. Чернобыль рвануло в субботу 26 апреля, и мы ничего еще не знали об этой беде. А в воскресенье 27 апреля на заседании областного фотоклуба мы обсуждали мои работы… Анатолий или Толюсик, как звали его близкие люди, был доволен, на большом эмоциональном подъеме, говорил, что тоже готовится к такому же творческому отчету и печатает новые работы. Кстати, его любимое выражение было: «Все надо делать профессионально!» За эти десять лет мы с ним очень сблизились, дружили не ссорясь, прислушивались друг к другу. Я часто приезжал к нему в Минск с ночевкой, он, бывало, ночевал у меня в Руденске. В нашей семье его любили. Многие нас считали братьями из-за некоторого внешнего сходства.

Творческий семинар на Наче
Очередной клубный семинар–пленер мы проводили в июне 1986 г. в Крупском районе на реке Нача, - он так и назывался «Нача-86». Как всегда жили в палатках, на костре готовили пищу. В этот раз объектом посещения была творческая мастерская художника Алексея Гамина в деревне Радица. Также посетили и поснимали мать космонавта, Героя Советского Союза Владимира Коваленка. Анатолий, как признанный лидер был на высоте: придумывал разные заданья, ставил постановочные композиции, острил, шутил, балагурил. А в июле он с сыном Максимом (к сожалению, тоже ныне покойным) и я с женой и племянником уехали на десять дней в д. Лотва, на Мядельское озеро. Жили в палатках, бродили по окрестностям, собирали травы, посещали Харитона, и снимали, снимали, снимали.
12-15 ноября фотоклуб «Крыница» проводил фотовыставку «Земля и люди» в колхозе им. 17 сентября в д. Слобода Мядельского района. По сложившейся традиции эта экспозиция была также подарена колхозу.
14 декабря многие члены областного фотоклуба встретились в г. Борисове на праздновании 10-летия фотоклуба «Вернисаж». Было здорово! – Открытие фотовыставки, поздравления, подарки, фуршет, общение, пожелания и все то, что при сущее хорошему празднику.

Члены фотоклуба Александр Эпштейн и Михаил Калинкевич

Члены фотоклуба Иван Жук и Олег Близнец

10-летие фотоклуба "Вернисаж"



Неделю спустя, 21 декабря Дудкин проводил День фотолюбителя в Жодино, где местным фотоклубом руководил Валентин Волков, и все получилось замечательно.



1 февраля 1987 г., накануне своего 52-летия, Анатолий проводил воскресный семинар областного фотоклуба «Крыница». Он представил свой творческий отчет из работ разных лет. Но чем он всех нас удивил, так это новой серией фоторабот – тонированные «Акты» или «Ню». Работ этой серии было много, они были интересны и по композиции, и по технике исполнения, и по выражению этой темы, еще не получившей свободного распространения в СССР.
Летом 1987 г. у Толи было много работы. 14 июня во Дворце Профсоюзов открылась Минская областная фотовыставка, посвященная 70-летию Октября. Следом за ней – 25 июля – Республиканская фотовыставка во Дворце искусств. И везде было необходимо участие и присутствие Анатолия Дудкина, да и других членов фотоклуба «Крыница». По инициативе и настоянию Анатолия 5 ноября 1987 г. в Руденском ГДК была открыта фотовыставка пяти авторов: Светланы Балашовой, Валентина Волкова, Сергея Глобы, Василия Зенько и Владимира Ковальчука. В экспозиции было представлено 52 работы, выставка экспонировалась 20 дней, ее посетили 2100 человек – почти весь Руденск!!!, а на закрытии – 21 ноября – была организована встреча пяти авторов с посетителями фотовыставки. Анатолий Был направляющей и движущей силой этих уже исторических событий.



Приезд мастеров фотоискусства в Руденск




На очередном семинаре Минского областного фотоклуба «Крыница» 20 марта 1988 г. Анатолий Дудкин еще раз предстал перед сотоварищами с творческим отчетом. Это было просто потрясающе, ибо множество его фоторабот – уникальные, оригинальные, искренние – вдохновляли нас и и подвигали на новые творческие искания для выражения своих чувств, мыслей и представлений об окружающей действительности, явлениях природы, духовности.
10 апреля с участием Дудкина, Балашовой и других членов фотоклуба «Крыница» проходил областной семинар-практикум на реке Цна, близ Жодино, совместно с ребятами из жодинского фотоклуба «Мир», руководимого Валентином Волковым. В программе семинара было: фотосъемка пейзажа и портрета в условиях естественной среды, обсуждение проблем фотолюбительства в преддверии 150-летия изобретения фотографии.



С лета 1988 г. я работал в Казахстане. По-моему, это было 30 октября 1988 г.: тогда БНФ и другие общественные объединения проводили акцию «Дзяды-88». Когда я вернулся в Беларусь, узнав об этом, встретился с Толей. Оказалось, что он был в этом шествии, с фотоаппаратом, был и видел весь тогдашний беспредел агонизирующей коммунистической системы, много снимал, вдохнул газа, которым разгоняли шествие; был в Куропатах недалече от Зенона Позняка, говорил о нарушении прав человека, о ненависти и патриотизме, о будущем страны. Но главное – он очень хотел, как и все мы, преобразований, достойной человеческой жизни, свободно заниматься творчеством.
В 1989 г. главным событием и моей и Дудкина жизни было участие в учредительном съезде по созданию советской (так именовалось) фотографической ассоциации, который проходил в Москве, в Министерстве культуре СССР на Арбате. Это происходило 17-18 мая. Нас поселили в гостинице «Россия». От Белорусской ССР была представлена делегация «фотааматараў» из 12 человек, но приехали 11: Васильев Ю. С., Дудкин А. Л., Ковальчук В. М., Тарнопольский Л. А., Федоренко В., Шегельман З., Витковский В., Косолапов А., Лосминский А., Карнаухов А. И., Москалева Г. А. Всех же делегатов на съезде было 191 человек. Главная цель съезда была в том, чтобы создать фотографическую ассоциацию СССР. В обсуждении наболевших вопросов от Беларуси на трибуне выступили Юрий Сергеевич Васильев, председатель народного фотоклуба «Минск» и Лев Тарнапольский из Гомеля.



После съезда я опять уехал в Казахстан, где работал вахтовым методом, и, естественно, с Дудкиным виделся все реже.
В 1990 г. у него резко обострились проблемы и здоровья, и семейной жизни, да и в творчестве появился кризис. Общественно- политическая обстановка в стране давала о себе знать.
Наступил 1991-й год. К сожаленью, не помню никаких событий по деятельности Минского областного фотоклуба «Крыница», их было очень мало, Анатолий Леонидович сильно болел. Мне запомнились лишь последние дни его жизни. Болезнь так истощила его, что он еле передвигался по комнате. В конце июня он позвонил мне в Руденск и попросил со слезами о помощи. Я выполнил все, о чем он просил. Не помогло. Он покинул нас 2 июля 1991 года, имея в себе огромный творческий потенциал…



На похоронах собрались близкие друзья и коллеги; было принято решение, поддержанное руководством ОНМЦ, где учрежден областной фотоклуб «Крыница», чтобы я возглавил фотоклуб и продолжил дело своего друга. Я согласился и проработал в должности председателя с 9 июля 1991 г. по 3 августа 1995 г., стараясь поддерживать наши традиции.




Для меня Анатолий не умер. Он ушел в мир иной, где нет ни печали, ни скорби, но Жизнь бесконечная. Как хорошо, что он был, что живет в своих делах и творческих работах, и в нашей благодарной памяти.

Владимир Ковальчук


Убедительная просьба: Оставляйте комментарии - это вдохновляет на творчество

2 комментария:

  1. Спасибо Вам большое!
    У сына Анатолия Леонидовича - Максима, есть дочка Варвара, ей было 1,4 г, когда не стало папы. Дедушку она не застала совсем. Сейчас Варе почти 10 лет, она увлекается фотографией и я стараюсь рассказать ей все, что мне известно об ее папе и дедушке. С Вашей статьей это сделать гораздо проще. Спасибо Вам огромное!

    ОтветитьУдалить
  2. Да было время , есть что вспомнить !

    ОтветитьУдалить